Понедельник, 06.05.2024, 06:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Дневник учителя

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Технология разноуровневого обучения в профильном классе

Технология разноуровневого обучения

в профильном классе

  Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие  технологии, позволяющие быстрее и качественнее находить, обрабатывать и усваивать информацию. И время требует иного подхода к методике преподавания  предметов гуманитарного цикла.

  В настоящее время учебный план школы предоставляет ребенку довольно широкий комплект образовательных дисциплин, обеспечивающих всестороннее и гармоническое развитие, подготавливающих его к осознанному выбору будущей профессии. В то же время этот комплект дает ребенку возможность выбора, поиска и проявления соей индивидуальности. Поэтому совершенно естественно предоставить ребенку необходимые условия для оптимально развития выявленных задатков и возможностей. В нашей школе это реализуется с помощью классов профильного обучения.  Как показывает практика, ребят, желающих обучаться в профильном индустриально-технологическом классе, бывает достаточно много, и это объясняется реалиями нашего времени. В то же время в каждой параллели есть группа ребят, желающих продолжить свое обучение в гуманитарных вузах. Проблема заключается в том, что такие группы достаточно малочисленны, но игнорировать их нельзя.

  Именно поэтому в лицее создаются социально-гуманитарные классы, где открываются две группы: гуманитарная и универсальная.

Учитель организует уровневую дифференциацию работы этих групп на всех этапах урока. Но она является эффективной только в том случае, если создана целостная система работы с учащимися разных уровней подготовки. Примером такой системы является технология разноуровневого обучения в профильном классе. Что она собой представляет?

  Технология разноуровневого обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов разноуровневого обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Приоритетным качеством, главной отличительной особенностью этой технологии является дифференциация учебного процесса.

 В рамках данной технологии выделяются три типа учебных программ: «А», «В», «С» разной степени сложности.

  Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Работа по первичному усвоению материала требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приемов запоминания. Поэтому в содержание программы «С» вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод и т.д. Задания части «С» должен уметь выполнить каждый ученик.

Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения более сложных учебных задач. Помимо конкретных знаний в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют, конкретизируют основное знание. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.

  Программа «А» предусматривает свободное владение фактическим материалом,  приемами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, дает развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающее перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет ребенку проявит себя в дополнительной самостоятельной работе. Выполнение программы А поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний.

 

  Таким образом, дифференцированные программы предусматривают два важнейших аспекта:

1) Обеспечение базового и профильного уровней овладения знаниями, умениями и навыками.

2) Обеспечение определенной (разной для разных уровней) степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи учителя – работа по образцу, инструктаж и т.д., до полной самостоятельности.

Между программами «А», «В», «С» существует строгая преемственность, каждой теме предоставлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать цельную картину основных представлений

 

 

   Гузик Николай Петрович - автор  «Комбинированной системой обучения», построенной на внутриклассной дифференциации, выделяет пять типов уроков, которые следуют друг за другом:

1) Лекции – уроки общего разбора темы

2) Семинары - занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы

3) Тематические зачеты - уроки обобщения и систематизации знаний

4) Защита тематических заданий - уроки межпредметного обобщения материала

5) Уроки-практикумы.

  Такая система предполагает сочетание общеклассной и групповой работы.

   Групповая работа учащихся осуществляется под руководством педагога,  который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого учащегося за свою часть работы. Для того чтобы работа в группе проводилась более эффективно и качественно, можно подготовить по  каждому объекту исследования карточки-задания (для гуманитарной группы) и карточки-помощники, (для универсальной), в которых указываются главы, фрагменты произведения, необходимые для работы, ключевые вопросы и уточняющие задания и т. д.

 

В чем же видятся положительные аспекты разноуровневой дифференциации?

 -  Создаются условия для самореализации личности

 -  Повышается уровень мотивации учения

 - Появляется возможность более эффективно работать с учащимися разного уровня подготовки.

 - Реализуется желание детей более качественно подготовиться к поступлению и обучению в  вузе.

Путь к решению многих задач, стоящих сегодня перед школой, -  талант и мастерство учителя. Талант – это от Бога, а мастерство, как и ремесло, – дело наживное. И один из шагов к подлинному мастерству – владение современными технологиями обучения.

 

Литература:

1)     Гузик Н.П. Учить учиться.- М., 1981

2)     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998

 

Категория: Мои статьи | Добавил: zhelen (23.03.2012)
Просмотров: 1360 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
...
...
Статистика