Понедельник, 06.05.2024, 13:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Дневник учителя

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование возможностей сети Интернет для повышения эффективности образовательного процесса

Использование возможностей сети Интернет (электронная почта, ICQ, Skуpe и др.) для повышения эффективности образовательного процесса

     Современное состояние развития цивилизации социологи называют «информационным обществом». Появление новых технологий оказало огромное влияние на все сферы нашей жизни. Такое явление, как Интернет, не могло остаться в стороне от школы. Естественно, это накладывает отпечаток на современное образование.

Стремительно развивающиеся перемены требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов,    проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с    разными людьми. Эти цели успешно решаются через использование возможностей сети Интернет.

В нынешних условиях дистанционное взаимодействие - это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащихся. В чем её уникальность? Прежде всего, в технологичности развивающего эффекта урока. Другая из существеннейших перемен в структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с обучения на учение. Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса. Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание являются важнейшими условиями образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного процесса возможен положительный результат.

Однако надо учитывать, что дистанционное взаимодействие, как уникальная форма педагогического общения, требует максимально серьёзного отношения. Понимая это, мы прошли сложный путь по освоению дистанционных технологий.

     Учебный  процесс, как уже было сказано, мы строили через чередование очных и дистанционных форм. И если на очном занятии учитель – это, прежде всего, источник знаний, то в процессе дистанционного взаимодействия он -  организатор познавательной деятельности учащихся, консультант.   Но каким образом помочь  обучаемым ориентироваться в предоставленной им информации? Мы начали это осуществлять через электронную почту.

    Электронная почта -  самый простой способ сетевого общения. Наше индивидуальное взаимодействие началось с регистрации  почтового ящика электронной почты каждого ученика, создания, отправки и получения сообщения непосредственно от учителя. Мы также  учили производить загрузку файлов из файлового архива и извлечения их из почтового ящика. Наш опыт показал, что для того чтобы обучить даже начинающего пользователя приемам отправки и получения почтовых сообщений достаточно одного-двух уроков. Тем более, современные операционные системы и программы весьма дружелюбны к пользователю, а сложных психологических барьеров при работе на компьютере, имевших место, скажем  2-3 года назад, практически не возникало.    Так  через электронную почту учащимся стала  предоставляться возможность получать   консультации преподавателей. Это позволило не только организовать индивидуальную работу с учениками, но и  вырабатывать  навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни.

 

    Принципиально новым по сравнению с электронной почтой оказалось синхронное (в режиме реального времени) общение преподавателя и обучающихся. Это удалось сделать  с помощью свободно распространяемых программ ICQ. Возможность передачи мгновенных сообщений стала еще одним средством для установления индивидуального общения с учениками.
При кажущейся легкости консультация с использованием ICQ как особая форма личностно-ориентированного урока  обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При ее проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является организатором. Роль учителя как источника информации уходит на второй план.

   Следующим шагом стало проведение групповых консультаций.   Консультации, как правило, предполагали вторичный разбор учебного материала после самостоятельного знакомства. Отсюда их основная цель — разъяснение группе учащихся способов действий и приемов самостоятельной работы с конкретным материалом или при выполнении конкретного задания. Так мы пришли к идее группового онлайн-взаимодействия. Это стало новым этапом в освоении нами возможностей сети Интернет.

   Для организации онлайн-общения мы использовали конференции. Это возможность прямого общения одного лица с целевой интернет-аудиторией посредством коммуникационных программ в сети. Это прекрасная демократическая форма, где каждый собеседник имеет одинаковые со всеми права.  В каждой конференции  устанавливаются правила поведения, которые должен знать каждый участник и неукоснительно соблюдать.

        Остановлюсь подробнее на организации конференций в пространстве «Мой мир». Для проведения конференции участникам рассылаются специальные приглашения. Зайдя по приглашению в конференцию, мы увидим не совсем обычную веб-страницу, на которой в реальном времени общаются несколько человек.  И делают они это с помощью текста. Это чат. Чат (англ. chat —разговор) — средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени. Под словом чат обычно понимается групповое общение, хотя к ним можно отнести и обмен текстом «один на один» посредством программ мгновенного обмена сообщениями, как, например, мы видели, в ICQ. Чат следует воспринимать как виртуальный разговор, всё в нем будет таким же, как в реальном диалоге, но он происходит в нескольких временных пространствах: можно работать с материалами чата сразу по появлению в нем новых сообщений, а можно и в режиме отложенного времени. Есть у чата неоспоримое преимущество - письменные высказывания, к которым всегда можно вернуться.
     Ученик может видеть работу в чате других учеников и сравнивать свои ответы. Есть возможность передачи файлов. Кроме того, в «Моем мире» можно осуществлять и индивидуальную связь с учеником посредством передачи личных сообщений. Это дает возможность одновременно, не отвлекая внимание группы, корректировать знания каждого ученика. Таким образом, конференция - удачная форма для делового дистанционного общения.

     Гораздо больше возможностей предоставляет Skype. Это еще одна программа для общения на расстоянии.

Программа Skype позволяет:

• разговаривать с учеником через компьютер;

• не только слышать ученика, но и ВИДЕТЬ друг друга; а это бывает важно для установления контакта, особенно для кинестетиков

• разговаривать с НЕСКОЛЬКИМИ (а для нас это важно) собеседниками одновременно; 

• обмениваться текстовыми сообщениями, посылать файлы любого электронного объема и формата; 

• обмениваться текстовыми сообщениями с группой людей (количество одновременно участвующих в переписке может быть до 100 человек!!!); 

• давать возможность посмотреть свой рабочий стол собеседнику и, если необходимо, даже поработать на нем, да и самому иметь такую возможность. 

 Следует затронуть и другой аспект - проведение групповой консультации. Как бы ни была разработана консультация, многое зависит от того, насколько гармонично она впишется в организуемое учителем «таинство» педагогического общения. Виртуозное проведение такого занятия сродни работе шоумена в хорошем понимании этого слова. Учитель должен не только и не столько (!) уверенно владеть компьютером, знать содержание материала, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон.

     Сейчас мы осваиваем новые способы дистанционного взаимодействия. Но этот год работы в режиме эксперимента показал, что использование сети Интернет открывает возможности, недостижимые для других, традиционных средств. Развитие дистанционных методов образования стало для меня, например, настоятельной необходимостью, важной частью системы моей работы в целом. Его элементы я использую и для индивидуальной и групповой работы с учащимися лицея. Учебная деятельность действительно становится деятельностью по самосовершенствованию для ориентации в потоке информации. Навыки, которые обучаемые получают в процессе дистанционного взаимодействия, несомненно, пригодятся им в любых областях деятельности.

      И конечно, важно помнить, что дистанционные технологии  в школе не могут заменить воздействие личности учителя, но с помощью грамотного использования возможностей сети Интернет можно значительно повысить эффективность образовательного процесса.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: zhelen (23.03.2012)
Просмотров: 1562 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
...
...
Статистика