Понедельник, 06.05.2024, 08:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Дневник учителя

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Виртуальная литературная экскурсия
                    Виртуальная литературная экскурсия

    Виртуальные экскурсии  востребованы сегодня как никогда. Захватывающие перспективы для их развития связаны с освоением виртуального пространства и формированием так называемой виртуальной реальности, которая, к сожалению, остается пока «неоткрытым континентом».
      С  помощью компьютерной техники и необозримого «электронного культурного наследия» стало возможно создавать самые удивительные экскурсии, режиссировать маршруты (которые могут меняться как угодно, скажем, в зависимости от времени суток или времени года). Теперь, используя широкие возможности компьютерной техники и глобальной сети Интернет,  можно проводить увлекательнейшие виртуальные экскурсии, напоминающие по форме слайд-шоу или слайд-показы. В результате такие виртуальные прогулки превращаются в настоящее путешествие.
Требования к виртуальной экскурсии как к организационной форме работы практически не отличаются от требований к проведению реальных традиционных экскурсий. Но характерными признаками виртуальной реальности будут являться следующие: моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь. И в этом отношении мультимедийному уроку трудно найти замену.
Экскурсии возникли в конце XVIII – начале XIX века как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. Они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. В течение XIX века экскурсии постепенно становятся органичной частью учебного процесса в школе. Многие учёные-дидакты (такие, как П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Е.Я. Голант, В.В. Голубков и многие другие) обращались к экскурсиям как одной из форм учебной работы.
В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.
Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и возможно, уже через несколько лет свои собственные виртуальные экскурсии будут иметь все музеи мира.

Виртуальные литературные экскурсии можно разделить на следующие виды:
•    литературно-биографические – это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;
•    литературно-краеведческие – это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга;
•    историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы;
•    литературно-художественные – экскурсии по мировым выставочным залам;
•    обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.
•    обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.
На практике деление экскурсий на чётко определённые группы носит условный характер.
Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с учащимися. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы. Особое внимание учащихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.
Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском литературоведческой информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы.
Использование виртуального  экскурсионного материала играет важную роль как в познаватель¬ном, так и в воспитательном отношении. Наиболее эффектив¬но виртуальные экскурсии используются 
 при изучении  биографии писателя, так как они дают новый материал, сти¬мулируют интерес к жизни и творчеству;
при ознакомлении с определенной исторической эпохой;
при заключительных занятиях по кон¬кретной теме, где роль  виртуальной литературной экскурсии будет сво¬диться к закреплению материала;
 при работе над текстом художественного произведения - это  иллюстрации или комментарии к художественному про¬изведению. Таковы, напри¬мер, экскурсии,  проводимые по «Петербургу Достоевского»,  экскурсия по «Петер¬бургу Пушкина», но только по тем местам, которые описаны в его произведениях (а их много), экскурсия «по местам Пе¬чорина» на Кавказских Минеральных водах, на Бородинское поле, по местам Орловской области, описанным в «Записках  охотника», экскурсия по булгаковской Москве. Эти экс¬курсии воссоздают перед учениками картины прош¬лого, жизнь  людей, дают возможность постигнуть и психологию творчества писателя. Например, посещение мест, воссозданных художниками слова, не только наглядно про¬иллюстрирует их произведения, но и введет учеников в тот мир чувств, переживаний, который помогал автору в воссозда¬нии этих картин.
Виртуальная литературная экскурсия не только делает урок более интересным и содержательным, не только дает  ученикам некоторые представления о литературных традициях, но, что гораздо важнее, помогает раскрыть реалистическую основу произведения, ее тесную связь с историей народа. Кроме того, приведенные факты позволят заглянуть в «творческую лабораторию» писателя, увидеть, как материал действитель¬ности под пером художника становится материалом литера¬турного произведения.                                  
Виртуальные литературные экскурсии могут быть и такие, когда учитель демонстрирует наглядные пособия и берет на себя роль гида. По своему содержанию  литературные наглядные пособия могут быть разные: подлинные документы, реальные предметы и объекты, имеющие   непосредственное отношение к литературе: письма или ри¬сунки писателя, мемориальные вещи, первые издания произ¬ведений, уникальные экземпляры газет, журналов, рукопи¬си, документальные фотографии. Такие подлинники, как при¬жизненное издание, рассматриваются учащимися с огромным ин¬тересом и особым эмоциональным подъемом.  
С их помощью можно раскрыть и своеобразие изучаемого периода, колорит эпохи, подтвер¬дить правдивость и типичность изображенных в литературе явлений.
Итак, виртуальная литературная  экскурсия оживляет преподавание предмета, но она  должна соответствовать содержанию и теме учеб¬ного материала, быть доступной возрасту учащихся.
Если проведение подобной экскурсии предложить ученикам, то эффект от ее проведения умножится многократно: развивается творческий подход к изучаемому материалу, формируются элементы информационной культуры, исследовательские навыки; пробуждается интерес к деятельности писателя, его внутреннему миру; приходит осознание ценности личностной индивидуальности. (См. мультимедийную презентацию к уроку литературы в 10 классе «Виртуальная экскурсия в Щелыково»)


Источники:
Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22–24
Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы - http://www.uchitel-izd.ru/news/1962/131332/
 
 


Категория: Мои статьи | Добавил: zhelen (22.03.2012)
Просмотров: 4054 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
...
...
Статистика