Понедельник, 06.05.2024, 04:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Дневник учителя

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Мультимедийный урок-практикум как современная эффективная форма обучения анализу художественного произведения

Мультимедийный урок-практикум как современная эффективная форма обучения анализу художественного произведения

 

Нестандартные, нетрадиционные формы деятельности, которую психологи называют продуктивной, творческой, - понятие очень широкое, многомерное. Основополагающая задача ее – развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Это и определяет моделирование среды для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика, для формирования культурологической компетенции.

Необходимо помнить и том, что на современном этапе развития образования изучение теоретико-литературных понятий необходимо не только в связи со значимостью их использования как инструментария анализа изучаемых произведений, но и для подготовки учащихся к ЕГЭ, а также  в связи с осознанием обучающимися потребности  находить тропы речи, возникновением желания проявить свои способности как при сдаче Единого Государственного Экзамена по русскому языку и литературе, так и в различных творческих конкурсах.

 

Уроки-практикумы служат всем этим задачам. Они помогают приобрести необходимую читательскую квалификацию, научиться глубокому анализу художественного произведения. Учащимся открывается творческая лаборатория писателя как художника слова. Тайны писательского труда раскрываются постепенно, знания по теории литературы постоянно расширяются и являются востребованными. Это дает возможность в течение последующих лет пользоваться ими как инструментом анализа и комментирования художественного текста, побуждает учащихся к литературному творчеству и вдумчивому чтению. Важно и то, что на таком уроке ребята ставятся в активную читательскую позицию. Поставленные в позицию соавтора, дети чувствуют не только сложность писательского труда, но и вкус творчества.

При изучении литературоведческих терминов  на уроке должны царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов. Поэтому так важно создание с первых минут урока яркого образного ряда для развития эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости учащихся. Живопись и музыка делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться.  Восприятие текста субъективно и зависит от множества факторов, прежде всего от открытости и искренности всех участников диалога (прежде всего от учителя), даже от их настроения, вот почему так важна создаваемая учителем на этих уроках особая «этико-эстетическая атмосфера». Учитель на уроке должен быть другом, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу, соучастником поисков, для которого ход рассуждений столь же интересен и нов, сколь он интересен и нов для самих школьников. Ведь ребенок не может мыслить творчески, если он боится ошибиться, допустить оплошность. Поэтому авторитарная педагогика для игрового, "живого" урока неприемлема.

   Проводить такие уроки необходимо с пятого класса, так как именно в этом возрасте формируются базовые знания о языке художественной литературы, об изобразительных средствах. Даже трудный материал запоминается легко, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению терминов. Часто  возникают трудности там, где приходится работать без опоры на наглядность. Когда  деятельность пятиклассников протекает в уме, они нуждаются в опоре на образы и представления. Сделать  урок привлекательным и по-настоящему современным помогают ИКТ. Использование данной технологии позволяет значительно сэкономить время на уроке, повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. Презентация демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением  цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее.  

    Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Различные  схемы, таблицы, занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение ребят к литературе как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития профессиональной памяти.  

Таким образом, мультимедийные уроки-практикумы не только формируют читательские навыки, но и способствует развитию ведущих читательских качеств: развивают воображение, мышление, способность эмоционально отзываться на чужое чувство, чужую мысль, оценивать себя и других, преобразовывать нравственный урок художественного произведения в личный жизненный опыт.

Категория: Мои статьи | Добавил: zhelen (21.03.2012)
Просмотров: 795 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
...
...
Статистика