Суббота, 18.05.2024, 12:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Дневник учителя

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок-новелла "Гений чистой красоты"
[ Скачать с сервера (3.17 Mb) · Скачать удаленно (25мб) ] 22.03.2012, 15:03
                                            Рекомендации по использованию электронного приложения к уроку
«Часами воодушевления, эмоционального подъема» должны быть, по мнению А.Т. Твардовского, уроки литературы. Эмоциональность, подъем высоких чувств – одно из необходимых условий полноценного урока, на котором происходит постижение искусства. Но значимость его неизмеримо возрастает, когда речь идет об изучении поэтического слова. Стихи – «сердца исповедь», «движение души» - могут быть восприняты, прочувствованы, поняты только при наличии особой атмосферы: чуткости, взволнованности, благоговейности перед великим душевным трудом поэта.
        Современной школе вообще не хватает эмоциональности. Подавляющее большинство школьных уроков ориентировано на развитие мышления, логики, формирование различного рода умений. Страшный дефицит часов, отводимых на общение с искусством, - не одна ли из причин прагматизма, черствости, свойственных части наших старшеклассников? Так нужен им взлет чувств!
Мы убеждены, что современные школьники как никогда раньше нуждаются в сильном и благотворном эмоциональном воздействии. И это воздействие могут оказать особые формы урока литературы, такие, например, как урок-новелла.
        Сама форма урока заимствована из художественного творчества. Новелла – небольшой по объему жанр повествовательной литературы, отличающийся захватывающим сюжетом и изображающий два-три эпизода из жизни героя. Художественная литература дала идею и даже образцы такого урока (К.Паустовский «Разливы рек», Ю.М.Нагибин «Сон Тютчева» и другие). Урок-новелла – монолог учителя, но от обыкновенной лекции он отличается сюжетностью, особой интонацией, а главное – образностью рассказа, напоминающего художественное произведение.
Речь на таком уроке идет о том дне, когда было создано стихотворение. Событий, внешнего действия почти нет, главное – поток мыслей и чувств человека. Совершенно свободно вплетаются в поток повествования и впечатления дня, воспоминания о прошлом. Рождение стихотворения происходит на глазах у читателя. История одного произведения раскрывает перед нами душу человека и поэта. Сиюминутность происходящего необыкновенно усиливает эмоциональное впечатление. Урок-новелла не ставит своей задачей дать всесторонний литературоведческий анализ стихотворения: во-первых, это противоречит самой форме урока, во-вторых, вряд ли нужно всегда и все разбирать до самого основания, иногда важнее почувствовать и пережить, прикоснуться к высотам человеческого духа.
         Использование компьютерных технологий на таком уроке литературы  не дань моде и времени. Мультимедийная презентация повышает эффективность урока, облегчает деятельность учителя, стимулирует познавательную и творческую активность детей, способствует эмоциональному усвоению знаний.
Безусловно, ученики всегда рады использованию на уроке ТСО. Музыка, демонстрация изображений делают урок более  запоминающимся, а значит и эффективным. Но дело не только в этом. Созданная к данному уроку презентация демонстрируется на протяжении 40-45 минут и сопровождает все этапы урока.  Эффекты анимации позволяют вводить материал в удобной для учителя и учащихся последовательности. Учителю не приходится рассредоточивать внимание на несколько различных средств ТСО (слайдоскоп, графопроектор, магнитофон или проигрыватель), что снимает напряжение и позволяет сконцентрироваться на общении с детьми. Использование зрительного и звукового ряда снимает усталость и напряжение у учащихся, активизирует непроизвольное внимание и запоминание, предотвращает учебные перегрузки.
Иногда может показаться, что такие уроки недостаточно эффективны в плане развития учеников, но это не так. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направление развития, пробуждается творческий интерес.
Кроме того, такая форма урока требует активного участия учеников. Выразительное чтение стихотворения, поиски литературного, наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, наконец, разработка эмоционального комментария – все это приобщает учеников к творчеству многосторонне. Пусть далеко не все из предложенного войдет в урок, но у учеников останется ощущение сотворчества, будет происходить столь необходимый перенос полученных на уроках знаний в творческую деятельность.
Покажем возможности такого урока на примере изучения стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» в 9 классе. Это одно из самых замечательных творений Пушкина, оно может быть названо «визитной карточкой» поэта, оно вместе с именем Пушкина отпечатывается в каждом сердце. Поэтому естественно желание сделать необыкновенным урок, посвященный этому стихотворению. Пушкинские строки сопротивляются привычному методу беседы. Самые, казалось бы, тонкие и неназойливые вопросы могут убить интимность и трепетность стихотворения. Поэтому и выбрана для урока форма новеллы: в нее легко укладывается жизненная история произведения. Воссоздается живой процесс творческой мысли, к которому приобщаются и ученики. Эмоциональное напряжение урока достигает высшей точки в рассказе о самом процессе творчества. Своеобразным эпилогом к новелле является история романса М.И.Глинки. Музыка и завершит урок – она явится и обобщением его, и последним эмоциональным взлетом.
Во второй части урока возможна творческая работа по впечатлениям лекции. Здесь важно увидеть, оценить впечатления первой части (новеллы). Удачные работы можно зачитать.


Категория: Мои файлы | Добавил: zhelen
Просмотров: 991 | Загрузок: 309 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
...
...
Статистика