Суббота, 18.05.2024, 13:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Дневник учителя

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

"Весенняя сказка. Олицетворение"
[ Скачать с сервера (85.5 Kb) · Скачать удаленно (10мб) ] 21.03.2012, 17:43

Мультимедиа-урок

Тема: «Весенняя сказка. Олицетворение»

 Тип урока - практикум

Задачи:

  1. Cформировать понятие об олицетворении как средстве художественной выразительности, научить находить олицетворение в поэтических строках.
  2. Совершенствовать навыки анализа стихотворения.
  3. Приобщать к красоте русского пейзажа  через различные виды искусства.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к поэтическому слову.

Оборудование: учебник литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 5 класс, часть 2; раздаточный материал       (стихотворение П.Соловьевой, деформированный анализ стихотворения С.Есенина «Черемуха»), мультимедиа проектор, компьютер с установленной программой Microsoft Office, акустическая система).

План урока:

I. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.

II. Групповая исследовательская работа. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.

III.Практикум.

  1. Закрепление изученного. Игра «Найди олицетворение»
  2. Анализ стихотворения С.Есенина «Черемуха». Проверка домашнего задания.

IV.Творческая мастерская. Составление синквейна.

V.Подведение итогов.

Конспект урока.

1. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.
- Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову «необычный» синонимы.
- Особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, диковинный, удивительный.
- Да, урок мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебником? Наверное, каждый человек мечтает хоть на минуту стать волшебником! И сегодня наша мечта исполнится. Но для этого нам так необходима… волшебная палочка.. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая волшебная настоящая палочка, способная творить чудеса. Давайте этому учиться. Тема урока – «Весенняя сказка» (Слайд 1)

 Слайд 2

     Итак, весна! Солнце, снег и дождь вперемешку. Еще вчера снежный ковер был белым, пушистым, а на деревьях висели сосульки.  Но постепенно почернел снег на косогорах. Посветлел лес, стал воздушным, прозрачным. Весна властно будит природу.

Слайд 3

- "Утро года”- так называют это прекрасное время поэты. Почему?

- Наверное, потому что с приходом весны мы ждём перемен.

- Потому что весна - это новая жизнь - в первой зелени, цветах, в ярком солнышке, несущем свет и тепло.

Слайд 4

- Весна - любимое время года многих поэтов.

Да, у поэта Белозерова есть такие строки:

Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая берёзы,
Выросли подснежники - снегурочкины слёзы.

Слайд 5

      - Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые, желтые  или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены произведения художников, поэтов, композиторов.

Слайд 6

    - На уроках мы уже встречались с произведениями из цикла Чайковского «Времена года» Это  своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.

 - Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. Что передал в ней поэт?

- В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и

-  радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее

- чувство затаенного ожидания.

  1. Прослушивание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года» Подснежник.

Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания:

"...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!”

Слайд 7

-  Поэзия весны, пробуждения природы, таяния снегов — излюб ленная тема  русской живописи. С не обычайной  свежестью и полнотой воплотилась она в полотне русского художника Грицая. Перед вами одна из его картин.

- Какой момент начала весны изображен на картине?

– Каким чувством она проникнута?

- Картина наполнена воздухом. Небо прозрачно, воздух кажется хрустально-чистым. Тонкие, как свечки, стройные берёзки отражаются в прозрачной воде.

- Пробуждение природы связано с появлением подснежников, которых так много на картине.

- Да, картина художника так и называется – «Подснежники»

  1. Опорные конструкции:

Глядя на картину, я мысленно переношусь…

Я вижу…

Слышу…

Чувствую…

Сказочно красив…!

- Итак,  об одном явлении можно рассказать по-разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а Весну света, Весну воды, Весну первой зелени. Сказочную весну!

Слайд 8

- А мы продолжаем наше сказочное путешествие. И второй нашей остановкой будет исследование второй части нашей темы – олицетворение. Давайте разгадывать его секреты.

Слайд 9

- Как часто бывает в сказках, мы оказались на распутье.  Три дороги, а мы выбираем только одно направление. Куда нам нужно двигаться?  

Слайд 10                                                                                                              

II.Изучение нового материала. Составление опорного конспекта. «Секреты олицетворения»

1. Слайд 11

Чтение и анализ стихотворения П.Соловьевой (читает подготовленный ученик)

В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
"Я вижу погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?”

                               Поликсена Соловьева

- Какую картину рисует поэт?

- Какой образ он создает?

- Задание 1. Выпишите глаголы, которыми автор рисует пробуждение подснежника.

  1. Самостоятельная работа в парах. Можно использовать карточки-помощники.

Слайд 12

  1. Проверка (глянул, выставил ножку, потянулся, спросил).

- Вывод: В чем особенность употребления этих глаголов? (обычно они относятся к одушевленным предметам, например, к человеку).

Секрет первый: олицетворение – это одушевленные глаголы.

Задание 2. Выпишите существительные, которыми поэт рисует образ подснежника

  1. Самостоятельная работа в парах. Можно использовать карточки-помощники.
  2. Проверка (глазок, ножку, изо всех сил).

- Сформулируйте вывод. В чем особенность употребления этих существительных? (обычно они тоже относятся к одушевленным предметам, например, к человеку).

Секрет второй: олицетворение – это одушевленные существительные.

Сформулируем общий вывод.

Слайд 13

Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия (работа в парах по закреплению понятия)

По гиперссылке переходим на слайд 9, затем с 9 слайда – на 14.

III. Практикум.

1. Игра «Найди олицетворение»

- Итак, мы узнали, что такое эпитет. И вновь мы на сказочном перепутье. Куда пойдем дальше? (Будем учиться находить олицетворения в тексте).

Слайд 14

- В поисках олицетворений нам помогают сказочные герои. Они задают нам сегодня вопросы, а если мы затруднимся, они придут на помощь.

  1. Самостоятельная работа.

Слайды 15-18

1) Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

                       И.Бунин

2) Снова скрипка зазвучит,

Песня раздается,

И в сердцах любовь звенит,

И весна смеется.

                 К.  Бальмонт

3) Тихо дремлет река.

Темный бор не шумит.

Соловей не поет,

И дергач не шумит.

                    И. Бунин

 4) Улыбнулись сонные  березки,

Растрепали шелковые  косы.

Шелестят зеленые  сережки,

 И горят серебряные  росы.  

                  С.Есенин                            

  1. Проверка осуществляется поэтапно. ( по гиперссылке переходим на слайд 15, проверяем с помощью триггеров путем наведения стрелки на олицетворение.) Обращается внимание на то, что главное слово, к которому обычно относится олицетворение, - существительное неодушевленное. С помощью олицетворения оно «одушевляется»
  2. Подведение итогов.

Слайд 19

  1. Физкультминутка.

Мир озарив чудесами.

Сказки летят над лесами.

На подоконник садятся.

В окна как в речку глядятся.

Сказки со мною повсюду.

Их никогда не забуду.

Стоит сомкнуть мне ресницы,

Вмиг Сивка-Бурка приснится.

(слова сопровождаются движениями)

  1. Анализ стихотворения.

- На прошлом уроке мы знакомились с творчеством поэта С.Есенина. Дома вы учили наизусть его стихотворение «Черемуха» и думали над вопросами. Проверяем домашнее задание. Но сначала вспомним: для того чтение наизусть было действительно выразительным, мы должны сделать три шага:

Слайд 20

Шаг первый. Определить основные образы стихотворения.

(Какие картины предстают перед вами?)

Шаг второй. Проанализировать, с помощью каких художественных средств они создаются.

(Найти эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)

Шаг третий. Подумать, с  какой целью поэт употребляет эти средства? (какие чувства надо передать при чтении?)

Слайд 21

  1. Чтение стихотворения «Черемуха»  учеником.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

  1. Анализ стихотворения.

- Прочитаем стихотворение по строфам, определим основные образы (слайд 22)

 Слайд 23

Цель: обучение анализу идет через заполнение опорного конспекта (деформированные тексты у каждого ученика).

Задание: вставить пропущенные слова (проверка домашнего задания: найти в стих. Есенина эпитеты, метафоры, сравнения.)

Над образом черемухи (слайд 23) работаем коллективно.

Над образом ручейка (слайд 24) – по группам.

  1. Проверка, оценка работ учащихся.
  1. Творческая мастерская. Составление синквейна

Слайд 25

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Это мысль, переведенная в образ. (Этот прием позволяет развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.)

Слово "синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Слайд 26

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы, усиливая содержание.

Слайд 27

  1. Коллективная работа по составлению синквейна на тему «Подснежник»

- Какие из записанных в синквейне слов являются олицетворениями?

- Какова их роль?

  1. Самостоятельная работа над синквейном на тему: «Весна»
  2. Зачитывание лучших работ.

- Вам понравилось создавать синквейны? Почему?

IV. Подведение итогов урока.

Слайд 28

Подводя итоги сегодняшнего урока, заполните таблицу. В  1-3 поставьте «+» или «-». В 4 графе – напишите, в чем вы испытывали затруднения.

Я понял, что такое олицетворение

Я научился находить олицетворения в тексте

Я понял, как писать синквейн.

Мои затруднения





- Итак, мы заканчиваем путешествие в весеннюю сказку. Сколько красоты, великолепия, радости и торжества жизни в этом времени года! Это изящество изумительного мастерства великого ювелира, имя которому Мать-Природа.

- В течение нескольких уроков мы изучали средства художественной выразительности, которые Анна Ахматова метко назвала «царственными» словами. Как вы думаете почему?

- Овладеть искусством художественного слова может каждый, если захочет этого. Но для этого надо войти в  удивительный мир, прикоснуться к творчеству, прислушаться к мудрым высказываниям, ловить каждое красивое слово, включать воображение, распахнуть душу навстречу с прекрасным. Нелегкое это дело – быть волшебником, но если постараться, то у нас все получится. Ведь  волшебниками не рождаются, ими становятся. Помните! Вы на пороге творчества!  Создавайте свои шедевры!

Слайд 29 

Рефлексия.

Слайд 30

Домашнее задание: 1) перечитать все опорные конспекты, повторить определения.

2) Выучить наизусть стихотворение С. Есенина «Ночь» или сочинить стихотворение о весне.

( По стихотворениям, написанным учащимися в течение проекта, готовится презентация «Мир нашего творчества»)

Категория: Мои файлы | Добавил: zhelen
Просмотров: 7276 | Загрузок: 1110 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
...
...
Статистика